«Люди ходят по границе как мумии»
С украинской стороны закрыт пешеходный переход через границу, заехать можно только на авто до нейтральной зоны, а дальше — пешком. Граждан Украины выпускают из России пешком и на автомобилях. Автобусное сообщение закрыто.
На вопрос корреспондента “Ъ”, почему они сами не надевают медицинские маски, сажая клиентов в машину, таксисты разводят руками: «Где их достать, маски? В аптеках кончились! Некоторые люди обматывают лица туалетной бумагой и ходят по границе как мумии: теперь хоть понятно, для чего ее скупают!»
— Что там Путин? Скажите ему, пусть границу откроет, плохо нам,— с ходу начинает жаловаться еще один мужчина, уплетая борщ.
— Проголосуете за «обнуление», тогда откроют,— со смехом отвечает один из игроков в «козла».
Официантка Ирина не верит в коронавирус, встречает гостей без маски на лице:
— Нет никакого вируса. Посмотрите, все едут из Италии, Франции, и все заходят сюда. Был бы коронавирус, мы бы давно уже им заразились. Я думаю, это просто выгодно политикам — делать нашу жизнь все сложнее.
Российско-украинская граница. Досье — Биографии и справки — ТАСС
Пограничный облом
Украинские пограничники вяло повертели в руках мои «исчерпывающие» документы и приказали:
«Но как же… Там же черным по белому написано, что в плане ковида я безопасна! Почему я не могу въехать?! Меня родные ждут!» — возмутилась я.
«А нам неважно, кто вас там ждет. Нам сказано — все иностранцы должны иметь ПЦР-тест, сделанный не позднее, чем за 72 часа до въезда. Вот езжайте обратно, делайте тест и возвращайтесь сюда», — был их ответ.
Тогда я попробовала дальше протестовать и размазывать по щекам фальшивые слезы. Один из пограничников мягко отвел меня в сторонку и вполголоса сказал на ухо:
«И вообще, девушка, скажите спасибо, что мы вас, россиян, в страну пускаем».
Взятки и обманы на границе: въезд на Украину стал испытанием для россиян
Граница на замке
Здесь обстановка мигом стала такой же напряженной, как и в первый, неудачный для меня, раз. Все 25 человек из нашего автобуса в гробовом молчании выстроились к двум пограничным будкам, в которых служивые тщательно изучали их документы на предмет оснований для выезда из России.
На этот раз жертв пограничников в нашей группе оказалось трое. У одного россиянина было неверно сделано приглашение на лечение, другому сообщили, что смерть тестя — не повод для проезда на похороны. Еще у одной женщины не оказалось при себе ксерокопии паспорта отца-украинца, а также копии своего свидетельства о рождении.
«Не может быть, чтобы вы меня не пропустили к тяжело больному отцу из-за такой ерунды!» — в отчаянии сказала она пограничнику.
Оказалось, еще как может. Ей пришлось отправляться обратно, в Россию, — глухой ночью и при полном отсутствии транспорта.
Когда, наконец, мы дождались и радостно загрузились в теплое автобусное чрево, сопровождающая нас украинка тут же деловито принялась собирать с каждого пассажира по 250 рублей (или 100 гривен) «для украинских таможенников».
«Можете не сдавать. Но тогда вам придется вылезать с чемоданами на украинской границе и проходить унизительный осмотр, — сообщила сопровождающая. — А если денежки сдать, то из автобуса придется выйти только россиянам. И то — для того, только чтобы показать приглашения и сдать отпечатки пальцев».
Так я лишний раз убедилась, что низовая коррупция на Украине, как всегда, цветет во всю. Впрочем, когда деньги россиянам пассажиров были собраны и куда-то переданы, случилась странная сцена. Минут через пять в автобус зашла женщина-пограничник в форме (судя по виду, начальница смены), и сурово вопросила:
«Надеюсь, никто не собирал с вас деньги «за прохождение таможни»? Я у себя на участке подобного не допущу!»
Никто даже не пискнул от такой наглости. Пассажиры молча наблюдали этот спектакль, пока пограничники ходили и собирали у всех паспорта.
Как выжить на российско-украинской границе: советы ФАН
Корреспондент ФАН со второй попытки пересек российско-украинскую границу и на собственном опыте убедился: в условиях пандемии коронавируса и накаленных отношений Москвы и Киева переход границы двух стран стал слишком сильно напоминать перегон скота, ну или в лучшем случае этапирование заключенных.
Думаю, во всем СНГ и во многих странах Европы с такими документами я немедленно миновал бы погранконтроль. Во многих, но не на Украине.
«Зачем вы суете нам эти ваши филькины грамоты? — сурово спросил меня украинский пограничник. — Вы что, не знаете, что ваш «Спутник» не лицензирован в нашей стране? Идите обратно, приносите нам ПЦР-тест и спокойно въезжайте».
Мой шок от пограничного фиаско был велик. В лучах рассветного солнца я стоял на границе, до которой ехал больше суток, держа в руках документы, стопроцентно подтверждающие мою незаразность и иммунитет к коронавирусу. Я понимал, что теперь мне предстоит не только обратное пешее путешествие с чемоданом по нейтралке, но и масса других неприятных и неожиданных забот.
Пересечение украино-российской границы затруднено.
Российско-украинская граница. Досье
С Украиной граничат территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и Республики Крым. К украинским приграничным регионам относятся Донецкая, Луганская, Сумская, Харьковская, Херсонская и Черниговская области. С российской стороны пограничный контроль осуществляется в 62 пунктах пропуска (37 автомобильных, 15 железнодорожных, 7 воздушных и 3 морских).
Россию и Украину связывают 25 железнодорожных магистралей, 3 автострады, около 100 дорог с улучшенным покрытием, почти 300 грунтовых дорог и свыше 400 объездных путей.
С 1 октября 1992 г. границы России с Украиной перестали быть «прозрачными». Согласно указу президента России «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» в приграничных с Украиной российских городах, на автомагистралях, на железнодорожных линиях Ростовской области, а также в аэропортах были открыты пункты таможенного досмотра.
15 февраля 1993 г. на границе были выставлены первые 35 российских подразделений пограничного контроля (22 автодорожных и 13 железнодорожных).
4 августа 1994 г. после подписания в Одессе соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между пограничными войсками Украины и России (3 августа 1994 г.) началось совместное патрулирование на границе. Пограничный контроль стал осуществляться только при въезде в страну (соответственно, в Россию или на Украину).
8 февраля 1995 г. в Киеве было подписано межправительственное соглашения о пунктах пропуска через границу между Россией и Украиной.
В Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г. Москва и Киев признали государственные границы и территориальную целостность двух стран и отсутствие взаимных территориальных претензий.
В 1998 г. начались переговоры о делимитации границы (определение госграницы с описанием ее прохождения и нанесением на карту) между Россией и Украиной. В течение четырех лет специальная двусторонняя комиссия описывала границы в пределах Брянской, Курской, Белгородской и частично Воронежской областей.
28 января 2003 г. в Киеве президенты двух стран Владимир Путин и Леонид Кучма подписали договор между РФ и Украиной о государственной границе (ратифицирован парламентами обеих стран в апреле 2004 г.). Базовый документ определил линию прохождения госграницы между двумя государствами.
Вопрос о распределении юрисдикции России и Украины в Азовском море остался неотрегулированным. Российская сторона предлагала провести линию госграницы по дну моря, оставив водную поверхность и ресурсы в общем пользовании. Украина настаивала на установлении линии границы и по водной поверхности.
29-30 ноября 2011 г. Россия и Украина подписали план по демаркации границы. 7 ноября 2012 г. был открыт первый пограничный знак на брянско-черниговском участке в районе стыка границы Украины, России и Белоруссии.
«И вообще, девушка, скажите спасибо, что мы вас, россиян, в страну пускаем».
Как выжить на российско-украинской границе: советы ФАН
Не спеша
Проблемы с пересечением границы на этом участке начались на прошлой неделе. Очевидцы сообщали, что ежедневно в очереди — несколько сотен машин. В пятницу, 30 июля, на ситуацию обратила внимание Госпогранслужба Украины. Пограничники сообщили, что в пробке виноваты их российские коллеги с пункта пропуска «Чертково» — именно они слишком медленно запускают на проверку машины.
По словам женщины, находиться пришлось под открытым небом. В машине провели и ночь.
После прохождения этого КПП семью ждал путь почти в 400 км до следующей таможни. Они прошли проверку еще на одном российском КПП и пересекли пункт пропуска «ДНР». Всего дорога из Киева в Донецк заняла почти двое суток.
Очевидцы отмечают, что даже перевозчики, у которых есть определенные договоренности с пограничниками и которые зачастую проезжают без очереди, или как минимум, быстрее, чем все остальные, сейчас вынуждены пересекать пункт пропуска на общих основаниях. Привилегий нет ни для кого.
🔅 Составляем жалобы 🔅 Адрес электронной почты 🔅 Учреждения на карте 🔅 Часы работы 🔅 Сайты учреждений 🔅 Куда обращаться 🔅 Нужные приложения
Маршрут «Украина-Донецк» и раньше был непростой. Мы рассказывали, что он занимает около суток. Теперь же дорога стала еще дольше и сложнее. Учесть нужно и то, что людей, пересекающих границу, прибавилось. Люди стараются успеть решить свои вопросы до введения новых — более жестких — правил пересечения границы, которые вступают в силу с 5 августа в связи с угрозой распространения штамма коронавируса «Дельта».