Граница восточнославянских стран появилась на этом месте относительно недавно, 94 года назад, а до этого восточное Полесье было на протяжении веков польско-литовско-российским пограничьем, постоянно переходившим из рук в руки.
Уникальность этой приграничной территории в том, что это единственный в мире трипойнт, где расположены сразу три пропускных пункта: и со стороны Беларуси, и со стороны России, и со стороны Украины. Здесь путешественник сталкивается с давней былинной проблемой: в какую сторону пойти?
Посередине нейтральной территории возвышается Монумент дружбы, о котором речь пойдет несколько позднее. Кроме него на нейтралке постоянно присутствуют фуры турецких дальнобойщиков и остовы брошенных машин. Дальнобойщики часто проводят здесь больше суток, стоя в очереди и просто отдыхая, а вот откуда здесь обглоданные до голого кузова автомобили, неясно.
Процесс определения и обустройства границ между странами постепенно набирал ход. Тут нужно сделать лирическое отступление для небольшого пояснения. Когда страны договариваются о границе между ними, они сначала проводят делимитацию, а потом демаркацию границ. Делимитация — определение границы на карте, а демаркация — обозначение границы на местности.
Беларусь и Украина делимитировали свою границу еще в 1997 году, но договор о демаркации никак не одобрял парламент Беларуси (украинская Верховная рада одобрила его в том же 1997-м), пока не началась война на Донбассе. Тут уж Беларусь поняла, что дело пахнет керосином, и процесс наконец был запущен.
Граница Украины и России была делимитирована в 2004 году, но первые два столба (украинский и российский) для ее демаркации были установлены только в 2012-м как раз у подножия Монумента дружбы. Эта пара столбов до сих пор остается единственной на всем протяжении границы между двумя странами.
Какого числа откроют границы России и Украины в июле 2024 – новые правила въезда и последние распоряжения властей
Плохой транзит: Литва отрезает Калининград от России, Алиханов просит Путина срочно помочь
Конечно, кроме Литвы с Латвией есть еще Эстония и Балтийское море, по которому плавать пока не запрещено. Польшу тоже не надо сбрасывать со счетов, но жители балтийского анклава России все-таки немного занервничали. Власти области консультируются с МИД РФ, посольствами в Белоруссии, Литве и Польше.
Руководитель корпункта ВГТРК в Калининграде Александр Наумов считает, что если Литва закроет транзит из Белоруссии в Калининград, то могут пропасть белорусские продукты, товары, а их много, есть специальные магазины, торгующие только белорусским:
— Цены и качество там приемлемые, народ покупает. Наши туда отравляют рыбу, консервы. Все это следует по железной дороге и фурами. Неслучайно губернатор уже шлёт сигналы «SOS».
«СП»: — Какие могут быть варианты развития событий?
— Для Калининграда их несколько. В том числе морское паромное сообщение «Усть-Луга — Балтийск». Есть еще авиация — это дороже, соответственно, скажется на ценах. Такое развитие событий — закрытие транзита Литвой — прогнозировалось. Поэтому в Балтийске построен грузовой порт, на случай перекрытия газовой трубы, уже стоит терминал для приема сжиженного газа.
На его открытие года три назад приезжали и президент Владимир Путин, и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Пока терминал красуется незагруженный — на всякий пожарный случай. В любой момент может быть расконсервировано. Но всё равно эти неприятности с Литвой очень чувствительны. Пока что не голодаем и думаю, такого не будет. Просто цены возрастут.
«СП»: — Что литовцам делать, если они отказаться от белорусских товаров, а потом глядишь и от российских, зубы на полку положить?
С продуктами питания — такая же история, рынок поделен. В итоге цены дико растут. Но если Литва упрется с транзитом, то с контрактами, за которые деньги заплачены вперед, у российских компаний поставщиков могут возникнуть серьезные проблемы. Придется, в том числе, возвращать взятые в банках под проценты кредиты.
Но внутри Литвы тоже все не так просто. Вот, например, местные министры иностранных дел Габриэлиус Ландсбергис и транспорта Мариус Скуодис — уже подали заявления об отставке в связи с транспортным скандалом.
Конечно, продукция «Беларуськалия» для Минска важна, даже очень. Но вот беда — «Литовские железные» дороги уже взяли задаток — 10 млн евро. Теперь должны вернуть эту предоплату. Будут искать пути и постараются вернуть — обещал представитель ЛЖД Мантас Дубаускас. Хотели вернуть на счет, но перевод был отклонен ВТБ, российским банком-корреспондентом, обслуживающим «Беларуськалий».
Война Украина Россия — Путин заявил, что России некуда отступать – реакция Запада
В одном из недавних интервью секретарь СНБО Алексей Данилов рассказал о том, что в ближайшее время возможно полное прекращение транспортного сообщения между Украиной и Россией, а также закрытие соответствующей государственной границы. В качестве альтернативы для жителей Донбасса политик предлагает передвижение через украино-турецкую границу.
Полная остановка сообщения с Россией вызвана увеличением заболеваемости Ковидом на территории Российской Федерации. После того, как в России диагностировали первый случай заражения штаммом «Дельта», представители СНБО приступили к более активному обсуждению данного законопроекта.
Данилов прокомментировал сложившуюся ситуацию таким образом: «На данный момент попасть с неподконтрольных территорий на Украину или обратно можно только через Россию. Закрытие государственной границы сделает данный путь невозможным. В результате украинцам придется совершать полеты через другие страны. Но выйдет это очень дорого».
Многие жители Луганска уже успели поделиться собственным мнением. Так, один из пользователей социальной сети назвал возможные нововведения цинизмом и написал, что проезд через РФ теперь покажется сказкой, ведь за выплатами пенсионерам придется летать через Турцию.
Въезд в Украину из РФ в июне 2024 года: на чем можно добраться, какие документы брать и скоро ли откроют границы
- лиц, имеющих гражданство Украины;
- людей, постоянно проживающих в Луганской и Донецкой областях;
- представителей консульства и дипломатов;
- граждан, у которых на Украине умер близкий родственник (супруг, родитель, ребенок);
- официально трудоустроенных на территории Украины.
Укрепление сухопутной границы: что произошло
Заместитель директора российского ФСБ Владимир Кулишов недавно сообщил о том, что РФ занимается укреплением сухопутной границы с Украиной. По его словам, это стало необходимостью в условиях недружественных действий со стороны соседнего государства.
«Учитывая динамику развития обстановки на данном направлении, а также недружественные действия украинской стороны в отношении Российской Федерации, нами принимаются адекватные меры по укреплению и увеличению плотности охраны государственной границы, а также плановому наращиванию ее технического оснащения», – объяснил Кулишов.
🔅 Составляем жалобы 🔅 Адрес электронной почты 🔅 Учреждения на карте 🔅 Часы работы 🔅 Сайты учреждений 🔅 Куда обращаться 🔅 Нужные приложения
Он также добавил, что сухопутная граница между Россией и Украиной оборудована согласно требованиям, прописанным Пограничной службой, что способствует осуществлению тщательного контроля над тем, чтобы в процессе пограничной деятельности были соблюдены надлежащие административно-правовые режимы.
На сегодняшний наш день российские пограничные подразделения полностью готовы выполнять все задачи для охраны государственной границы в мирное время и в случае обострения ситуации, подытожил первый замдиректора ФСБ.
Войска России возле Украины показали на фото со спутника
- гражданам Украины, а также лицам, не имеющим гражданства и постоянно проживающим в отдельных районах Луганской и Донецкой областей;
- дипломатам и представителям консульских организаций других государств в РФ;
- гражданам стран, с которыми Россия поддерживает действие международных соглашений о безвизовых въездах граждан, прибывающих в Россию по причине смерти близкого родственника (супруга или супруги, родителей, детей, опекуна и т.п.);
- членам семьи граждан РФ при наличии документа, подтверждающего родство;
- лицам, отправляющимся с целью работы при наличии соответствующего разрешения или приглашения.