Как была заложена правовая основа российско-украинских отношений

РАЗВАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА и возникновение на постсоветском пространстве независимых государств потребовали срочной трансформации отношений между бывшими союзными республиками единой страны в отношения межгосударственные.

Работа была поистине беспрецедентной. Прежде всего в том, что касалось заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, а также соглашений по Черноморскому флоту (ЧФ), составляющих основу основ всей правовой пирамиды российско-украинских отношений.

Эта работа не была свободна от эмоций, а переговоры порой принимали драматический оборот.

Для успешного решения возникавших проблем с обеих сторон потребовались большие усилия. В предлагаемом очерке рассказывается, как это было сделано.

Все началось с определения судьбы Черноморского флота — едва ли не самой трудной проблемы на пути построения новых отношений между Россией и Украиной. Она глубоко волновала общественное мнение двух стран, привлекла к себе внимание международного сообщества. На ее решение ушло без малого восемь лет.

Москва экстренно отреагировала на этот шаг: 7 апреля Президент Российской Федерации Борис Ельцин издал встречный указ, в соответствии с которым Черноморский флот, напротив, ставился под юрисдикцию России. Разрешить возникший кризис Кремль предложил путем переговоров, на время которых действие обоих упомянутых указов было приостановлено.

Уже 16 апреля я вместе с первым заместителем главнокомандующего ВМФ СНГ Феликсом Громовым был направлен в Киев для подготовки этих переговоров. Директивы, утвержденные главой нашего государства, были краткими. Их сердцевина состояла в необходимости решения проблем Черноморского флота в тесной, неразрывной взаимосвязи с проблемой его базирования.

В итоге удалось сойтись во мнении, что предметом будущих переговоров станет вопрос о ЧФ, и договориться об их начале. Первый контакт показал, что к переговорам по существу проблемы в Москве и Киеве подходили с прямо противоположных позиций.

Ликвидация Советского Союза породила между Россией и Украиной большое число спорных, а порой и конфликтных вопросов. Дело их решения продвигалось с трудом, а зачастую и вообще происходило топтание на месте. Это создавало впечатление общего неблагополучия и бесперспективности отношений, что ни в коей мере не отвечало коренным интересам ни России, ни, как мне представлялось, Украины.

Киев же решать проблему флота на взаимоприемлемой с Россией основе не хотел, считая, видимо, что время работает на Украину. При этом в рамках переговоров собственно по ЧФ у Москвы, несмотря на выверенную правовую позицию и готовность к сбалансированному решению, не хватало переговорного ресурса, способного заинтересовать Киев.

В качестве основной цели на этапе становления российско-украинских отношений была выдвинута задача заключения общеполитического договора. Такая цель, вполне естественная для выстраивания отношений едва ли не со всеми государствами, в данном случае приобретала особый смысл.

баннер
эксперт
Мнение эксперта
Черноволов Петр Васильевич, специалист по вопросам миграции
Если появятся вопросы, задавайте их мне!
Задать вопрос эксперту
Высокие Договаривающиеся Стороны заключат между собой другие соглашения, необходимые для осуществления положений настоящего Договора, а также соглашения в областях, представляющих взаимный интерес. А если у вас еще есть вопросы, задавайте их мне!

Прекратил действовать договор о дружбе между Россией и Украиной | Город24: Крым

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Полный текст

10 декабря 2018 года президент Украины Пётр Порошенко подписал закон «О прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией» с 1 апреля 2024 года

Ратифицирован
Федеральным законом РФ
от 2 марта 1999 года N 42-ФЗ

Российская Федерация и Украина, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,

опираясь на исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между народами России и Украины,

отмечая, что Договор между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 годаспособствовал развитию добрососедских отношений между обоими государствами,

подтверждая свои обязательства, вытекающие из положений Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, подписанного в Дагомысе 23 июня 1992 года,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам их народов, служит делу мира и международной безопасности,

стремясь придать новое качество этим отношениям и укрепить их правовую основу,

преисполненные решимости обеспечить необратимость и поступательность демократических процессов в обоих государствах,

учитывая договоренности в рамках Содружества Независимых Государств,

подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.

Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.

Стороны прилагают усилия к тому, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

Высокие Договаривающиеся Стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес. Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий.

В этих целях по согласованию между Сторонами проводятся регулярные встречи на высшем уровне. Министры иностранных дел Сторон встречаются не реже чем два раза в год.

Рабочие встречи между представителями других министерств и ведомств Сторон для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, проводятся по мере необходимости.

эксперт
Мнение эксперта
Черноволов Петр Васильевич, специалист по вопросам миграции
Если появятся вопросы, задавайте их мне!
Задать вопрос эксперту
Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ. А если у вас еще есть вопросы, задавайте их мне!

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Полный текст; Архив интроверта

Содержание договора [ править ]

В соответствии с соглашением обе стороны обеспечивают гражданам других стран права и свободы на тех же основаниях и в той же степени, что и своим гражданам, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством государств или международными договорами.

баннер

Каждая страна защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих в другой стране, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим общепризнанным принципам и нормам международного права, соглашениям в рамках Содружества Независимые Государства .

Соглашение, среди прочего, преждевременно подтверждает нерушимость границ стран [1], несмотря на то, что Россия и Украина никогда не договаривались об окончательной ратификации и демаркации границы между двумя странами. [13]

В соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами Заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе Высокие Договаривающиеся Стороны уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость границ, существующих между ними. [14] [7] [15]

Документ Договора предусматривает в Статье 40, что Договор заключается сроком на 10 лет и автоматически возобновляется, если одна из сторон не уведомит другую о своем намерении сократить Договор. [1]

Договор о дружбе между Россией и Украиной.
Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами.
эксперт
Мнение эксперта
Черноволов Петр Васильевич, специалист по вопросам миграции
Если появятся вопросы, задавайте их мне!
Задать вопрос эксперту
Стороны будут содействовать развитию контактов между людьми, политическими партиями и общественными движениями, профсоюзами, религиозными организациями и объединениями, оздоровительными, спортивными, туристическими и другими объединениями и союзами. А если у вас еще есть вопросы, задавайте их мне!

Журнал Международная жизнь — Архив 7 номера 2008 года Как была заложена правовая основа российско-украинских отношений

Содержание договора

В соответствии с соглашением обе стороны обеспечивают гражданам других стран права и свободы на тех же основаниях и в той же степени, что и своим гражданам, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством государств или международными договорами.

Каждая страна защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих в другой стране, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим общепризнанным принципам и нормам международного права, соглашениям в рамках Содружества Независимые Государства .

Соглашение, среди прочего, преждевременно подтверждает нерушимость границ стран, несмотря на то, что Россия и Украина никогда не договаривались об окончательной ратификации и демаркации границы между двумя странами.

В соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами Заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе Высокие Договаривающиеся Стороны уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость границ, существующих между ними.

Документ Договора предусматривает в Статье 40, что Договор заключается сроком на 10 лет и автоматически возобновляется, если одна из сторон не уведомит другую о своем намерении сократить Договор.

баннер
эксперт
Мнение эксперта
Черноволов Петр Васильевич, специалист по вопросам миграции
Если появятся вопросы, задавайте их мне!
Задать вопрос эксперту
Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечат благоприятные условия для прямых торговых и иных экономических отношений и сотрудничества на уровне административно-территориальных единиц, в соответствии с действующими национальными законодательствами, уделяя особое внимание развитию экономических связей приграничных регионов. А если у вас еще есть вопросы, задавайте их мне!

32 / 50

🟠 Проходите опрос на сайте

🟠 Укажите свой вопрос в форме ниже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *